Знакомство детей дошкольного возраста с русским фольклором

5

Детство — начало жизни и его можно сравнить с утренней зарей розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день и мы говорим «Доброе утро!» И это утро во многом зависит от взрослых воспитывающих малыша с самого раннего детства. Прекрасно если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добра и ласки, если они способны духовно обогатить среду в которой он растет и расцветает и смогут заложить в малыше предпосылки высоких человеческих начинаний.
А что может духовно обогатить нашу среду? Народное, поэтическое слово — образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ бьющий из недр земли, к которому припадают поколения людей , наполняясь его живительной влагой доброты.
Огромную и неоценимую помощь в воспитании ребенка оказывает фольклор, разносторонне развивая и формируя основы этического, экологического и патриотического воспитания.
Фольклор для детей объединяет в себе стихи, песни, игры, танцы, потешки,заклички и т.д. Пользу малых поэтических данных доказывать не приходится, она очевидна.

6

Для знакомства детей с животным миром используйте сказки: «Курочка — пеструшечка», «Смоляной бычок», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и серый волк». На этих сказках у детей закрепляются и обогащаются знания о животных и птицах. Часто образ из детства, того или иного животного сопровождает человека всю жизнь.
С использованием фольклора у ребенка развиваются реалистические представления о животных и главное воспитывается гуманное отношение к ним на эмоциональной основе. Дети в доступной форме и на конкретных примерах из сказки узнают о значении животных в жизни человека: курочка несет яички, коровка дает молоко, на лошадке ездят, барашек дает шерсть.

7

Параллельно со сказками используйте потешки. Такие произведения показывают детям в доступном для их понимании, как человек заботится о животных : кормит, поит, ухаживает за ними.
«Уж как я ль свою коровушку люблю!
Свежей травкой я буренушку кормлю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.» 

В этих словах дети чувствуют теплоту добрых чувств с которыми человек относится к своей коровушке — кормилице, у них возникает яркий образ этой коровушки и естественное, доброжелательное отношение к ней.
Потешка «Бычок»,
«Бычок, бычок,
Смоляной бочек.
Бодучие рожки,
Резвые ножки…»

знакомит ребенка с детенышами домашних животных, передает радостное настроение, воспитывает доброе отношение к животным — братьям нашим меньшим, побуждает оберегать все живое.
Фольклор дает возможность познакомить детей ближе с животными, которых они видели только на картинках (лиса, заяц, медведь, белка, ёж и так далее). На основе этих знаний у ребенка формируются представления о диких животных, птицах, их повадках и поведении.

8

Играя с ребенком в такие игры, как «Сорока — белобока», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Пташки» вы ближе познакомите его с жизнью диких животных их особенностях, а образный язык народного слова помогает детям открыть много нового в мире животных.
Деятельность и творчество детей тесно связанно с природой, временами года, с народными праздниками. Произведения детского фольклора, переходя из поколения в поколение утверждают в детях любовь к народному слову, окружающему миру и дают начальные знания о временах года. Знакомят с историей народных праздников, важно чтобы дети видели на только праздничный стол, но и слышали стишки и сказки о проходящем празднике.
Например в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
«Коляда — моляда,
Отворяй-ка ворота,
Подавай нам пирога,
И кувшин творога.
А не дашь творога,
Мы коровку за рога,
Мы коровку за бока,
Уведем за ворота…»

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно знакомят детей с погодными явлениями и временами года. Зимой играя в снежки разучите проговорку:
«Мороз, мороз,
Через дуб перерос.
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес.
Бабу снежную принес,
Баба, бела — беляком ,
Получай-ка снега ком!» 

Многие незнакомые слова заинтересуют детей, постарайтесь правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.
Весной хорошо разучить с детьми разные заклички, где прослеживается связь природы с трудом человека.
«Ау, ау , аукаем,
Весну за-а-укиваем.
Март, март —
Солнцу рад.
Апрель, апрель —
Несет капель.
Май, май,
Ниву засевай.»

И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями и учат бережно относится не только к животным, но и к насекомым и растительному миру (ягодам, травам, грибам).
«Приходи, приходи летечко,
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко.»

А в этой потешке дети видят значимость дождя в природе.
«Радуга — дуга
Пролей дождя —
Из ведра лагуна,
на леса, на луга..»

Следующие потешки учат детей бережно относится к насекомым, вызывают интерес к их жизни.
о пчелках:
«Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите,
Медок несите!»

о божьей коровке:
«Божья коровка,
Полети вверх ловко.
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!»

Наша задача заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Русские фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворной взаимосвязи человека с природой и природы с ним.
Уже в младшем возрасте закладывается нами тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение природы и формироваться величие человеческого духа. И пусть это постижение будет освещено солнцем народного — поэтического творчества, а не телевизором и компьютером. Именно это творчество — русский фольклор, рекомендую широко использовать в течении всего воспитательного процесса детей.