Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В нашем дошкольном учреждении функционируют 6 групп, из них одна группа раннего возраста для детей 2 – 3 лет, две группы комбинированной направленности 5-6 и 6-7 лет, три группы общеразвивающей направленности. На 01.09.2020 год списочный состав МБДОУ составляет 200 воспитанников. Из них 25 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (имеющих заключение ПМПК): 25 – с недоразвитием речи, 5 человек имеют статус детей-инвалидов. Соответственно для каждой категории специалистами и педагогами разработаны основные адаптированные образовательные программы. Коррекционная работа в дошкольном учреждении ведется следующими специалистами: 2 учителя-логопеда (1 квалификационная категория и молодой специалист), педагог-психолог, инструктор по физической культуре (первая квалификационная категория), воспитатели, специалисты и педагоги дополнительного образования.
В 2019 году ответственный по работе с детьми-инвалидами и другими маломобильными группами населения прошел обучение в объеме 72 часов по дополнительной профессиональной программе «Организационное и нормативно-правовое обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения». Что позволяет не только квалифицированно оказывать помощь ответственному по работе с детьми-инвалидами, но и проводить инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами, цель которого: научить работников, как правильно оказывать необходимую помощь детям-инвалидам в зависимости от характера нарушения, состояния здоровья, при предоставлении дошкольным учреждением услуги или при передвижении по учреждению, а так же их родителям (законным представителям) таких воспитанников.
Учитель-логопед нашего учреждения в 2019 году прошёл обучение в объеме 72 часов по дополнительной профессиональной программе «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации».
В дошкольном учреждении созданы условия для организации непосредственно образовательной деятельности, досуговой, развлекательной и индивидуальной деятельности, а так же для оказания воспитанникам необходимой профилактической помощи: имеется спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, изостудия, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.
В МБДОУ разработан Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования в соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. Заключен договор с Курским региональным отделением общероссийской организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» по услугам дипломированного переводчика русского жестового языка.
В официальном сообществе ДОУ в социальной сети ВКонтакте родители (законные представители) могут получить информацию о проделанной работе ДОУ, консультации разных специалистов и педагогов дополнительного образования, там же мы помещаем рекомендации по чтению художественной литературы с воспитанниками разных возрастов и просмотру мультфильмов, изготовлению интересных поделок в кругу семьи, ответы на вопросы наших родителей (законных представителей).
Дальнейшая работа по созданию условий для организации доступной среды в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95» проводится в соответствии с планом.