Организация режима пребывания детей в ДОУ

Ежедневная организация жизни и деятельности детей.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одно из ведущих мест в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, непосредственно образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 ч, малышей до трех лет — определяется в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится дневному сну. Детей, которые трудно засыпают и чутко спят, укладываются первыми и поднимаются последними. Присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне во время сна детей обязательно.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч. Прогулку организовываем дважды в день: в первой половине — до обеда и во второй — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Для детей до 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже минус 20 °С и скорости ветра более 15 м/с.

При проведении режимных процессов придерживаемся следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам:

1,5 – 3 года — группа № 1

3-4 года — группа № 5

4-5 лет — группа № 3

5-6 лет — группы № 2 и № 6

6-7 лет — группа № 4

 

Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 900 часов. Продолжительность НОД:

  • в группе № 1 (дети от 1.5 до 3 лет) — 10 минут;
  • в группе № 5 (дети от 3 до 4 лет) — 15 минут;
  • в группе № 3 (дети от 4 до 5 лет) — 20 минут;
  • в группах № 2 и № 6 (дети от 5 до 6 лет) — 25 минут;
  • группе № 4 (дети от 6 до 7 лет) — 30 минут.

Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три НОД по физической культуре: два проводятся в физкультурном зале, одно — на свежем воздухе.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план.

Компоненты и содержание режима пребывания детей в ДОУ

 

Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 1.5 до 3 лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования 1. Регламентированная деятельность (занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

ежедневно/кол-во в неделю/месяц

30 минут, в т.ч.

  • НОД
ежедневно.100 мин. в неделю, 400 минут в месяц

2 раза в день по 10 минут — 20 минут

  • Утренняя гимнастика

ежедневно

5 минут

  • Развлечение, праздник

1 раз в неделю

5 минут

Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 10 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.
Содержание образования 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

4 часа 15минут, в т. ч.

  • игра

ежедневно

75 минут

  • двигательная деятельность

ежедневно

60 минут

  • предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

80 минут

  • чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

10 минут

  • воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

25минут

  • психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

7 часов

  • сон

ежедневно

150 минут

  • прогулка

2 раза в день

110 минут

  • гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

2 раза в день

60 минут

  • закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

30 минут

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

ежедневно

70 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

в течение дня

  • в гигиенических процедурах
  • в одевании, раздевании
  • в приеме пищи
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 минут

 

 

Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 3 до 4лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

Ежедневно/кол-во в неделю/месяц

42 минуты, в т.ч.

  • НОД
Ежедневно.150 мин. в неделю, 600 минут в месяц

2 раза в день по 15 минут – 30 минут

  • Утренняя гимнастика

ежедневно

6 минут

  • Развлечение, праздник

1 раз в неделю

6 минут

Примечание.Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 15 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.
Содержание образования 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

4 часа 15минут, в т. ч.

  • игра

ежедневно

75 минут

  • двигательная деятельность

ежедневно

60 минут

  • предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

80 минут

  • чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

10 минут

  • воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

25минут

  • психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

5 минут

Примечание.Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

6 часов 48 минуты

  • сон

ежедневно

150 минут

  • прогулка

2 раза в день

110 минут

  • гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

2 раза в день

48 минут

  • закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

30 минут

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

Ежедневно

70 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

в течение дня

  • в гигиенических процедурах
  • в одевании, раздевании
  • в приеме пищи
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 минут

 

 

Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 4 до 5 лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

ежедневно

58 мин., в т.ч.

  • НОД

ежедневно, 200 мин. в неделю, 800 мин. в месяц

2х20=40 мин. в день

  • Утренняя гимнастика

ежедневно

8 минут

  • Развлечение, праздник

1 раз в неделю

10 минут

Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 20 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.
Содержание образования 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

4 часа 00 минут, в т. ч.:

  • игра

ежедневно

85 минут

  • двигательная деятельность

ежедневно

50 минут

  • предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

40 минут

  • чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

30 минут

  • воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

30 минут

  • психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

6 часов 47 минут

  • сон

ежедневно

130 минут

  • прогулка

2 раза в день

160 минут

  • гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

2 раза в день

27 минут

  • закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

30 минут

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

ежедневно

60 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

в течение дня

  • в гигиенических процедурах
  • в одевании, раздевании
  • в приеме пищи
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 минут

 

 

Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 5 до 6 лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

ежедневно

1ч. 35 мин., в т.ч.

  • НОД

375 мин. в неделю,

1500 мин. в мес.

3х25=75 минут

в день

  • Утренняя гимнастика

ежедневно

10 минут

  • Развлечение, праздник

раз в неделю

10 минут

Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 25 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.
Содержание образования 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

3 часа 50 минут,

в т. ч.:

  • игра

ежедневно

80 минут

  • двигательная деятельность

ежедневно

50 минут

  • предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

30 минут

  • чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

40минут

  • воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

25 минут

  • психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

6 часов 20 минут

  • сон

ежедневно

110 минут

  • прогулка

2 раза в день

160 минут

  • гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

2 раза в день

20 минут

  • закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

20 минут

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

ежедневно

60 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

в течение дня

  • в гигиенических процедурах
  • в одевании, раздевании
  • в приеме пищи
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 минут

 

 

Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 6 до 7 лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования   1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

ежедневно

1ч. 55 мин.,

в т.ч.

  • НОД

450 мин. в неделю,

 1800 мин. в мес.

3х30=90 минут

в день

  • Утренняя гимнастика

ежедневно

15 минут

  • Развлечение, праздник

раз в неделю

10 минут

Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 30  минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание  с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.
Содержание образования   2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

3 часа 40 минут,

в т. ч.:

  • игра

ежедневно

80 минут

  • двигательная деятельность

ежедневно

45 минут

  • предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

25 минут

  • чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

40минут

  • воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

25 минут

  • психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

6 часов 20 минут

  • сон

ежедневно

110 минут

  • прогулка

2 раза в день

160 минут

  • гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

2 раза в день

20 минут

  • закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

20 минут

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

ежедневно

60 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

ежедневно

в течение дня

  • в гигиенических процедурах
  • в одевании, раздевании
  • в приеме пищи
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 минут