«Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

Дети очень  любят  слушать невероятные  истории  и сказки,  расширяющие  их познания  и  кругозор, показывающие,  что,  помимо реального,  существует  волшебный мир  приключений  и побед.  Именно  через сказки,  обращённые  к сердцу  ребёнка  (Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм)  и не  подверженные  влиянию современной  цивилизации  с её  приверженностью  к целесообразности  и  выгоде, ребенок  получает  глубокие знания  о  человеке, его  проблемах  и способах их  решения.  Даже когда  действующие  лица кажутся  неправдоподобными,  истинные сказки  все же  исполнены огромного  жизнеутверждающего  смысла. Вспомним,  как  в реальной  жизни  люди сталкиваются  с  добром и  злом.  Форма восприятия  этих  понятий для  взрослого  не является  образной.
Мысли ребёнка  в  такой форме  существовать  не могут,  им  необходима игра воображения,  образность. В  сказках  это получается  очень  легко.
Почему  образ  зла менее  правдив,  чем соответствующее  не образное  понятие?
Наше  понятие  о добре  предстаёт  в сказке  в  виде богатыря,  рыцаря,  принца, воплощающего  силу  и храбрость,  в  виде доброй  волшебницы  или феи,  всегда  готовой прийти  на  помощь. В  старинных  сказках и историях  повествуется  о внутренних  эмоциональных  переживаниях, чувствах  героев,  а не  о  внешних событиях,  и разворачивающееся  в  них действо  часто  противоречит обычной  реальности.  Но это  только  на  первый  взгляд. Например,  махнула  царевна, убегающая  от  злого волшебника,  рукой,  и выстроился  воздушный  мост через  реку.  Если бы  говорилось,  что царевна  нарубила  кучу дров,  притащила  груду кирпичей  и  работала месяц,  чтобы  сотворить себе  путь для  спасения, сказка бы  лишь  правдиво и  научно  описала внешние  факты.  Таких мостов  никогда  не бывает!» — скажет  взрослый.  Но если  вспомнить,  что в  сказке  повествуется о  внутренних  переживаниях, можно  понять  её  правдивое  содержание буквально.  Взрослым,  например, знакомо  состояние  поиска выхода  из  затруднения, когда  человек  очень устаёт,  но мучительно хочет решить  проблему. Мысли  напряжены, то  прерываются, то  вновь  возникают, замкнутый  круг  не даёт  возможности  найти выход.  Снова  и снова  мы  возвращаемся к  проблеме,  но решение  не  даётся. Мысли  врезаются  в память,  причиняют  боль и  вызывают  негативные переживания,  и  перед человеком  действительно  возникает картина,  подобная  широкой непреодолимой  реке.   Советы друзей,  основанные  на собственных  мыслях  и доводах,  ещё  больше «расширят»  реку.  А если  совет  будет совершенно  нереальный,  фантастический,  нелогичный, новый  взгляд  на проблему – возникнет воздушный  мост,  и река  будет  преодолена, проблема  решена.    Ребёнок, услышав  и  представив подобные  образы,  легко учится  понимать  внутренний мир  героев, сопереживать им,  верить  в силы  добра,  обретает уверенность  в  них  и  себе.    Сказки ни  в  коей мере  нельзя  рассматривать только  как  интересное времяпрепровождение,  как  приятное, доступное  ребёнку  занятие; напротив,  они  — существенный  механизм  развития в  ребёнке  тонкого понимания  внутреннего  мира людей,  способ  снятия тревоги  и  воспитания уверенности  в  своём будущем.  С помощью сказок  можно  метафорично воспитывать  ребёнка,  помогать преодолеть  негативные  стороны его  формирующейся  личности. Например,  жадному,  эгоистичному ребёнку  полезно  послушать сказку  «О  рыбаке и  рыбке»,    «О трёх  жадных  медвежатах»; пугливому  и  робкому – «О трусливом  зайце»;  шаловливому и  доверчивому  помогут «Золотой  ключик,  или Приключения  Буратино»,  капризному – «Принцесса  на горошине», активному  и  подвижному непоседе  —  «Кот в  сапогах»,  сказки о храбрых  богатырях  и рыцарях,  посвятивших  жизнь подвигам  во  имя людей  и  т.д. Поймите  эмоциональную  проблему вашего  ребёнка:  почему он  тревожен,  агрессивен, капризен  —  и сочините  сказку,  где герои,  их  приключения и  подвиги  помогут решить  ребёнку  его существенную  проблему  (страх, одиночество,  неуверенность,  грубость и  т.д.).  Придумайте фантастическое  существо,  слегка внешне  (глазами,  ушами, волосами)  и  характером (робкий,  драчун  и т.д.)  похожее  на ребёнка,  у  которого по  сказочному  сюжету появляется  много  возможностей для  преодоления  препятствий. Он  сам  почувствует помощь  и  найдёт выход  из  травмирующей его  ситуации.  Рассказывая ребёнку  сказку,  обязательно её  закончите  сразу, старайтесь  говорить  своим обычным  голосом  и языком,  доступным  ему, усвоенным  им  в реальном общении  с  родителями.  Понимая символический  смысл  сказок, вы  научитесь  выбирать их  соответственно  возрасту и  эмоциональному  состоянию вашего  ребёнка.  Старайтесь рассказывать  ему добрые  волшебные сказки  с  хорошим началом,  смыслом  и концом,  поэтому  мудро выбирайте  в  богатой сказочной  стране  и сочиняйте  сказки,  близкие и  полезные  именно вашему  ребёнку.
Наиболее ценные,  «целебные»  сказки те,  что  передавались из  поколения  в поколение.  Существуют  сюжеты, встречающиеся  практически  у всех  народов  мира. Это  вариации  Золушки, Красной Шапочки,  Спящей красавицы.  Живут  в веках  легенды  о подвигах  богатырей  и доблестных    рыцарей,  о  злых  драконах и  могучих  волшебниках. Отбор  временем  прошли сказки,  которые  не только развлекали,  но учили  жизни  и врачевали  душу.  Старенькая бабушка  со  своими сказками  была  для внучат  одновременно  участковым терапевтом,   невропатологом  и психологом.  Поэтому,  читая детям  хорошие  книги современных  писателей,  не стоит  забывать  и  старые  добрые сказки.  Несмотря  на детский  интерес  к черепашкам-ниндзя  или  телепузикам, этих  героев  не назовёшь  равноценной  заменой семи  богатырям.  Существует целое  направление  психотерапии, которое  так  и называется  —  «сказкотерапия»,  или «сказкокоррекция»  Психолог  сочиняет сказку,  помогающую  ребёнку избавиться  от  тревог и  страхов,  повысить уверенность  в  себе, научиться  общаться,  освоить другую  модель  поведения и  т. д.
Сказкотерапия  бывает  особенно эффективна  в  случаях детского  упрямства,  капризов, конфликтов  со  сверстниками и  близкими…
Лучше сочинять  сказку  вместес  детьми.  Ребёнок сам  направит  сюжет в  сторону  тревожащих его  проблем,  а вы,  вероятно,  откроете что-то  новое  в его  душевном  мире. Чтобы  сказка  получилась интересной  и  полезной, необходимо  соблюдать  несколько правил. Сказку  надо  сочинять в  хорошем  настроении, никуда  не  торопясь. Прекрасно,  если  ребёнок воспримет  это  как новую  увлекательную  игру.
Не  стоит  отрывать его от  любимого  занятия, иначе  сказкотерапия  не принесёт  плодов.  Такая сказка  уместна  перед сном,  во  время прогулки.  Герой  или  героиня должны  быть  близки ребёнку.  Если  ему нет  ещё   5 лет, лучше  сочинить  сказку про  симпатичного  зайчика, мышку,  львёнка.   Для детей  постарше главным персонажем  может  быть ребёнок  одного  с ним  пола  и возраста.  Но  не стоит  давать  герою сказки  имя  вашего малыша.  Ребёнок  и сказочный  персонаж – не  одно и  то  же. События,  происходящие,  с героями  сказки,  его переживания  должны  быть похожи  на  те, которые травмируют  ребёнка  в реальной  жизни,  но не  в мелких деталях.  Полезно в  сказке преувеличить  трудности  или даже  довести  ситуацию до  абсурда.  Например, если  вы  решили побороться  с  излишней плаксивостью,  можно  сочинить историю  о  маленьком инопланетянине,  который  так «заплакал»  свою  планету, что  на  ней буквально  сухого  места не  осталось.  Её жители  прилетели  на Землю,  чтобы  земляне научили  их  строить лодки,  а  люди придумали,  как  успокоить плаксу.  В  сказке должны  быть  волшебство, вымысел,  юмор. Не стоит помещать  в  сказку предметы  и  персонажей из  реальной  жизни (транспорт,  ваших знакомых).  Правда  и вымысел  должны  быть разделены  чёткой  границей. Но  если  сам ребёнок  включает  в сказку  жизненные  реалии – пусть  они остаются. Не  подвергайте критике  то,  что придумывает  малыш.  Всё, что  он  говорит, — ценно  и обязательно  должно  быть включено  в  сказку, если  даже  выглядит слишком  кровожадным  или неприличным. И,  конечно же,  счастливый конец  обязателен.  Герой всегда  находит  выход из  трудных  обстоятельств,  становится сильнее  и  красивее, а  чудища  оказываются смешными  и  нестрашными.    Сочинение сказки  даёт  радость совместного  творчества, сопричастности  к общей  тайне.  Вы налаживаете  тёплый  эмоциональный контакт  с  ребёнком, учитесь  понимать  друг друга.  Ощущение  вашей любви  и  безраздельного  внимания делает  его  более счастливым  и  уверенным в себе.  Ребёнок  учится связно  и  интересно выражать  свои  мысли. Он  тренирует  логическое мышление,  ведь  в сказке  одно  вытекает из  другого,  все взаимосвязано.  Воспитывается  творческая личность  с  развитой фантазией  и  воображением.
Конечно,  сказка – не  панацея от  всех  трудностей воспитания,  но хорошая альтернатива  наказаниям,  нотациями  уговорам.